Тамил Наду

  • Печать

Самый юго-восточный штат Индии Тамил-Наду считается колыбелью одной из древнейших индийских цивилизаций — дравидийской культуры. Ее возникновение относится к началу III тысячелетия до н.э., то есть к периоду, предшествовавшему культуре индусов (3300-1300 го- дыдон.э.).

На протяжении веков дравиды создавали собственный язык (точнее, языки: тамильский, малаялам, телугу и каннара); бурно развивались их литература и искусство, а также верования, которые изначально опирались на культ богини-Матери. Одновременно с богиней почитались различные божества поменьше, а также животные (змеи) и растения (деревья). Под влиянием арийского нашествия на земли дравидов их самые архаические верования ассимилировались с индуистской религией.

К примеру, культ богини Коттравай был заменен культом индуистской Кали, дравидийского Майона позабыли ради Вишну, а Муруган был отвергнут в пользу Шивы. В настоящий момент продолжателями дравидийской культуры являются тамилы, каннары и керальцы, в общей сложности составляющие 180 млн человек. Их верования и образ жизни стали, в известной степени, визитной карточкой Индии. Разноцветные костюмы, повсеместные благовония и фигуры богов, осыпанные цветочными лепестками, — это живое проявление горячей веры жителей Тамил-Наду. И потому, чтобы вкусить аромат древней Индии, необходимо посетить этот регион.

Духовным центром Тамил-Наду считается Канчипурам. Это один из семи священных городов индуизма, связанный с культом Шивы и Вишну. В Канчипу- раме четко обозначен раскол между приверженцами этих божеств — храмы, посвященные Вишну, расположены в юго- восточной, а Шиве — в северной части города. Самый древний храм — это Кайласанантха, построенный в начале VIII века. А в IX веке Шиве даровали еще один храм — Экамбареш- вара. Возвышающийся в высоту на 57 м характерный гопурам (богато украшенная величественная башня, представляющая вход в храм) был пристроен спустя почти 700 лет.

С этим храмом связана легенда, будто бы именно здесь Шива женился на богине Парвати. Молодая супруга в качестве доказательства своей преданности сделала из горсти песка лингам—фаллический символ, почитаемый в индуизме. Шива, желая проверить ее преданность, наслал на город наводнение. Чтобы сохранить лингам, подаренный супругу, Парвати заслонила его собственным телом. В память о тех событиях в храме было посажено манговое дерево, которому, по преданию, около 3 тысяч лет. Помимо лингама, выполненного из песка, здесь представлены также десятки дру-гих. Они являются выражением мистического понимания сексуальности в индуизме.

Индусы с благоговением относятся также к женскому началу. Ему посвящен храм Камакши Амман. На территории святилища находится священный бассейн для ритуальных омовений. Даже демоны, выйдя из этого водоема, становились свободными от всякого зла. Направляясь на юго-восток от Канчипурама, можно попасть в столь же древний город — Махабалипурам (называемый некогда Мамаллапурам). Именно здесь в горах высечен самый большой рельеф в мире «Покаяние Арджуны». Благодаря естественной вертикальной расселине, отождествляемой со священной рекой, рельеф также называют «Ганг, стекающий на Землю».

Ганг спустился на землю из-за добровольной жертвы одного из братьев Пандавов — Бхагиратхи (Арджуны). Удивительно, но каждый год в период дождей расселина оживает и по ней действительно стекает вода в расположенный внизу водоем. За этим чудесным явлением наблюдают боги, герои и святые мужи, высеченные в скале. Здесь есть Бхагиратха, стоящий на одной ноге, сосредоточенный на боге Шиве. На него смотрит целое полчище зверей: огромные слоны, забавные обезьяны и многие другие.

Немного к северу от «Покаяния Арджуны» находится относящийся к VII веку рельеф Кришны, пасущего овец и переносящего горы, чтобы защитить народ от наводнения. Двигаясь дальше на юго-запад, можно увидеть высеченные в горе три каменных храма. Первый из них — Махи- сасурамардини Мандапа с матерью Вселенной, богиней Дургой, которая на своем льве сражается с демоном с головой буйвола — Махисой. Второй храм — это Адивараха с изображениями индийских правителей из династии Паллавов (IV-IX века). Последний из каменных храмов — Тримурти, посвященный трем божествам: Шиве, Вишну и Брахме.

Однако подлинной жемчужиной Махабалипурама является храмовый комплекс Панча Ра- та. Храмы в форме колесниц появились в VII веке. Своим названием они обязаны мифическим фигурам — братьям Пандавам и царице Драупади. Каждый из объектов высечен из отдельного каменного блока. Каменщики, работавшие над созданием храмов, брали за образец деревянную архитектуру, что сделало комплекс самой знаменитой постройкой тех времен в Тамил- Наду.

В свою очередь, храмы стали примерами, на которые опиралось последующее поколение архитекторов, строившее сакральные сооружения на юге Индии. Самый северный храм—это трехуровневый, богато украшенный Дхармараджа Рата.