Архипелаг Нант

  • Печать

С XVII в. к нему применяют расхожее клише - Западная Венеция», это потому, что город строился на островах в междуречье Луары, Эрдра и Севра. В 1930-х гг власти засыпали многие каналы в центре города, превратив их в автомагистрали. Эрдр (местами) был направлен в подземное бетонное русло. Но полностью своего «венецианского» шарма Нант, к счастью, не утратил: каналов, от природы протоков дельты Луары, в городе осталось немало.

Их украшают мосты с ажурными коваными решетками. В воде отражаются ряды плотно смыкающихся домов. Входы во многие жилые дома, особенно в районе острова Фейдо, застройки XVIII в. украшены разного рода лепниной, «маскаронами» символически-обобщенными изображениями ликов мифических персонажей, среди которых часто встречаются лица с явно африканскими чертами след прошлого города, связанного с работорговлей. На острове Фейдо жили в основном нувориши своего времени, судовладельцы и купцы.

Многие острова Нанта, прежде застроенные небольшими фабриками, стали ландшафтными парками с обширными цветниками или общественно-культурными центрами. В последнее десятилетие Нант был осыпан наградами как самый зеленый город Франции и один из самых удобных для жизни городов Европы. Для общей судьбы островов характерно преображение острова Иль де Нант, на котором до 1974 г размещались портовые доки и верфи.

Теперь в этих ангарах располагаются «Машины Нанта», художественно-конструкторский проект, который мог родиться, наверное, только в этом городе, на родине Жюля Верна (1828-1905 гг.). Авторы проекта — скульпторы и по совместительству актеры уличного театра марионеток «Ройяль де Люкс» Франсуа Дела- розьер и Пьер Орефиа.

Компаньоны взяли на вооружение стиль, в котором 100 лет назад воплощались в жизнь технические идеи, описанные в научно-фантастических романах писателя, добавили к нему что-то от театра, что-то от цирка и много доброго бретонского юмора. Первой из «машин» стал 12-метровый шагающий слон из дерева и металла, который может прокатить 49 человек одновременно, при этом они имеют возможность наблюдать, как устроены все механизмы изнутри.

Слон появился в 2007 г., за ним — карусель «Морские миры» с гигантскими морскими чудищами, внутри которых тоже можно побывать и осмотреть каждое колесико и винтик. Сейчас там создается 28-метровое «Дерево с цаплями», закончить которое планируется к 2014 г Открытость — основная концепция этого проекта. В мастерских можно наблюдать за работой механиков, плотников, скульпторов. Очень трудно увести отсюда детей, и кто знает, не ходит ли среди них будущий новый Жюль Верн? Рядом с «Машинами» — в других ангарах выставочные залы и лофты. И даже оставшиеся здесь от порта краны превращены в арт- объекты.

Одна из самых замечательных вещей в Нанте — то, как организована здесь система дорожного движения, позволяющая жить без пробок, что для жителей многих городов несбыточная мечта. В конце XX в. началась реорганизация этой системы с целью сократить до минимума автомобильный трафик в историческом центре и изменить экологическую ситуацию во всем городе. Появились дублеры главных магистралей на периферии, и основное движение переместилось туда.

Радиальные улицы дополнили новые полосы движения, ключевые перекрестки были приспособлены для кругового разворота. Линия железной дороги, пересекавшая город, переместилась под землю. Приоритет в движении на улицах получили наземные виды общественного транспорта. Крупнейшая во Франции трамвайная сеть Нанта оборудована бесшумными скоростными комфортабельными трамваями, это самый популярный вид транспорта в городе. Не считая велосипеда, разумеется.