Традиции Каталонии

  • Печать

Появилась эта традиция примерно три века назад в маленьком городке Вальс, что неподалеку от Таррагоны, эпицентра курортной жизни Каталонии.

Как и во многих каталонских населенных пунктах, в Вальсе есть небольшой исторический центр, до которого можно добраться, пройдя череду симпатичных улочек. Но от всех ему подобных этот центр отличается высокой стелой, знаменующей начало исторического квартала. По трем ее граням к небу тянутся барельефы, изображающие людей, стоящих на плечах друг у друга, — человеческие замки кастелли. Причем конфигурации этих пирамид с каждой стороны монумента разные.

По одной из версий, традиция построения человеческих замков берет начало в XVII веке, когда популярным народным развлечением был так называемый валенсийский танец, в конце которого небольшая группа исполнителей становилась на плечи друг другу, создавая таким образом башенку. Это требовало от танцоров недюжинной силы и ловкости. Отсюда якобы и название танца «валенсийский», происходящее от латинского слова valentium, что означает «сила» (а вовсе не от наименования испанской провинции). Позднее среди исполнителей начали выделяться люди, специализирующиеся в своем искусстве именно на построении башен, а вскоре финальная часть танца стала самостоятельным зрелищем.

В наше время создание замков получило такую популярность, что превратилось в элемент национальной самоидентификации. Кастелли принято строить в честь любых праздников: дня города, дня какого-нибудь святого, по случаю посадки важной сельхозкультуры или сбора урожая — одним словом, по любому благоприятному поводу собраться. А поскольку летом погода в Каталонии благоволит тому, чтобы
собираться как можно чаще, в период этого сезона посмотреть на кастелли можно практически еженедельно — то в одном месте, то в другом непременно возводят человеческие башни.

Сегодня здесь все как в настоящем спорте. В каждом городе существует своя команда «замкостроителей», а иногда даже не одна. Например, в Вальсе их две: La Colla Jove dels Xiquets и La Colla Vella dels Xiquets. Участники, так же как футболисты или хоккеисты, регулярно собираются на тренировки, имеют свою форму, постоянных болельщиков и, конечно, отчаянно соперничают между собой, в честь любого городского праздника устраивая состязание на самую впечатляющую пирамиду.

Как правило, команду кастельеров не выбирают, к ней принадлежат по рождению — большинство членов той или иной группы состоят друг с другом в родстве или давних дружеских отношениях. Примерно то же самое можно сказать и о зрителях: они болеют не абстрактно за тех или этих, а за дядю, который «во-о-он тот в третьем уровне с бородой».

Во время соревнований атмосфера на переполненной людьми площади накалена до предела — весь 20-тысяч-ный Вальс устремляется сюда, чтобы увидеть, кто же станет лучшим в этот раз. Народ хлопает в ладоши, скандирует какие-то речевки в поддержку любимой команды — в общем, ведет себя как на важном футбольном матче. Самые удачливые жители города — владельцы квартир, выходящих балконами и окнами на площадь, а также их друзья, которые могут напроситься в гости по случаю события.

Надо сказать, что создание кастелли — это целый ритуал. Тут есть и свои музыканты, которые предваряют бодрой мелодией выход команд, а также знаменуют удачное завершение построения. Да и замки — довольно замысловатые конструкции, имеющие разные уровни сложности. Важно не просто выстроить как можно больше этажей, но сделать это в максимально затейливой конфигурации. Основание пирамиды — пинью — составляют несколько десятков человек, стоящих плотно друг к другу. Те, кто в центре пиньи, держат сам замок, те, кто по краям, готовы стать живым ковром, который смягчит удар товарищей в случае падения. Кстати, такое происходит совсем нередко.

По мере возрастания этажности замка его достраивают более легкими участниками: на плечи стоящих внизу мужчин поднимаются женщины и подростки, а замыкают конструкцию всегда дети. На вершину башни взбирается самый маленький участник, как правило, четырех — шести лет. Его задача — вытянувшись, поднять руку в ознаменование того, что сооружение завершено. Разумеется, малышам карабкаться по спинам людей на вершину этой неустойчивой пирамиды очень страшно, уговорить их помогают обещания щедрых подарков. Члены команд традиционно скидываются на дорогие игрушки для храбрых малышей.
Что же заставляет родителей, надев шлем на своего ребенка, отправлять его на высоту двух-трехэтажного здания?

И что заставляет мужчин, плотно сгруппировавшись, прижимаясь друг к другу и подставляя плечи и головы под ступни других участников, стоять внизу, даже не имея возможности наблюдать за происходящим? Что толкает их добровольно подставляться под удары тел, падающих с высоты нескольких метров?.. Возможность почувствовать единение. Это ощущение, по словам соревнующихся, самое главное, что дает каталонцам удивительная традиция.

Идея стоять плечом к плечу, страхуя своих товарищей, радоваться общей победе или горевать о поражении сближает, как ничто другое, сплачивая и делая каждого частью чего-то большего, чем просто команда, — частью нации.