Путешествие в Италию: Колизей

  • Печать
Одной из итальянских достопримечательностей, которые следует осмотреть, совершая туры в Италию, является Колизей – амфитеатр Флавия, расположенный между холмами Палатин, Эсквилин и Целий. Строительство Колизея началось в 72 году н.э., когда государством правил император Веспасиан. Он возводился на месте искусственного озера, находившегося в роскошном дворце Нерона, носившего название «Золотой дом».

Римские жители, недовольные тем, что дворец затрудняет движению и мешает войти в Форумы, были в восторге от строительства амфитеатра. К тому же Колизей как архитектурный объект отлично подходил к Форумам по стилю.
 
Торжественное открытие Колизей состоялось в 60-м году, во времена правления сына Веспасиана, Тита Флавия. В честь открытия были проведены игры, продолжавшиеся 100 дней, в ходе которых было затравлено множество животных и сразилось несколько тысяч гладиаторов.

Колизей и поныне символизирует величие и мощь Рима, возвышаясь над другими древними руинами. Его изображение фигурирует везде: на картинах, рисунках и других печатных произведениях. Когда страной правил император Деций (в 246 году), проходило празднование 1000-летия Римской империи.
 
Во время праздника было убито 60 львов, 32 слона, 40 мустангов и несколько десятков других животных: зебр, лосей, жирафов, тигров и гиппопотамов. В гладиаторских боях, столь любимых римлянами, сразились примерно две тысячи гладиаторов. Такие бои были упразднены ближе к 404 году, а травля зверей – только в конце VI века.
 
Колизей не раз страдал от серьезных землетрясений, поэтому впоследствии семьи дельи Аннибальди и деи Франджипане сделали вид на Колизей с холма Палатин своей крепостью. Затем, в соответствии с приказом Арриго VII, амфитеатр был признан собственностью римлян.
 
В течение ряда веков глыбы травертина из Колизея стали использовать для возведения дворцов Палаццо Венециа, Палаццо Канчеллерия и собора святого Петра, приводя амфитеатр в упадок. В 1750 году Колизей «дождался» светлого дня. Был разработан макет его реконструкции, а Бенедикт XIV объявил его святым местом, в котором, как тогда думали, погибло «за Христа» множество римских язычников.

Колизей снаружи
Длина эллиптического амфитеатра составляет 188 метров, ширина – 156 метров, а высота - 57 метров. Архитектором, разработавшим проект Колизея, считается Рабирий, автор дворца Домициана. Четырехъярусный амфитеатр полностью покрыт травертином.
 
Три из них снабжены арочными пролетами, проходящими по всему профилю, и разрезанными полуколоннами и пилястрами в каноническом порядке: первый ярус обустроен дорическими, второй - ионическими, третий - коринфскими. Верхний ярус – это сплошная стена с маленькими оконцами, разделенная коринфскими пилястрами.
 
Через пронумерованные (всего их 76) арочные пролеты первого яруса зрители входили и занимали свои места. В один из четырех главных входов проходила свита императора, во второй – весталки, в третий – судьи, в четвертый – почетные гости. Пролеты второго и третьего ярусов украшали статуи, которые можно увидеть и сегодня.

Перед Колизеем была установлена бронзовая статуя Нерона (Колосс) длиной 30 метров. Предполагается, что именно от слова колосс (громадный) и произошло название амфитеатра.
 
 
Колизей внутри
На ступеньках Колизея могло поместиться около 70 тысяч зрителей, располагающихся по классу социальной принадлежности. В зоне «подиум» размещалась императорская ложа и самые именитые граждане Рима; в центре Колизея («цивис») усаживались граждане из среднего сословия, а «сумма» предназначалась для простого народа.

Предполагается, что была и четвертая зона, где могли находиться женщины. В ходе раскопок выяснилось, что под самой ареной располагалось множество галерей, складов, подвалов и комнат для раздевания. В этих помещениях римляне хранили разнообразные устройства и личные вещи.
 
Также в них содержали животных до и после праздничных мероприятий, таких как «венатионис», охота на зверей, и «луди», гладиаторские сражения. Кроме того, на арене амфитеатра выступали фокусники, состязались спортсмены, происходили морские битвы (навмахии) и конные турниры.

Поводом для проведения игр служили необычные события, ежегодные праздники и знаменательные даты: именины императора, торжества по поводу исторических событий и побед. Такие зрелища проводились даже в честь похорон.
 
Перед торжествами выпускались эдикты – объявления с указанием повода, плана проведения игр и дня, в который они начнутся. Во время праздничных мероприятий над ступенями амфитеатра поднимался громадный разноцветный тент, сотканный из шелка и льна. Для его натяжки использовался труд множества рабочих и особый сложный механизм.