Экскурсия в Гётеборге

С Авеню (Avenyn) удобно начинать не только водные, но и пешие прогулки. Это главная, парадная улица, пересекающая исторический центр, на ней и вокруг нее находятся многие достопримечательности. А ориентироваться в городе благодаря понятной параллельно-перпендикулярной планировке совсем просто.

Хотя сами жители говорят, что у Гётеборга нет своего архитектурного стиля, именно эта особенность весьма любопытное явление. Тот вид, в каком предстает сегодня Старый город (с широкими бульварами и каменными домами), он обрел в XIX веке, когда взоры местных богачей были обращены на преуспевшие в градостроительстве Англию и Францию.

И образ города решили создать по подобию — наполовину английскому, наполовину фрацузскому.Так появились половинчатые улицы: с одной стороны — новая готика, с другой — французский романтизм. Изящно и респектабельно.

Совсем другая атмосфера в живописном районе Нада. Узкие мощеные улочки, очаровательные деревянные домики с каменным первым этажом, прижавшиеся к фасадам столики лет-них кафе, завлекательные красочные витрины, модные магазинчики, лавочки с изделиями кустарных промыслов, бутики местных дизайнеров.

Ходишь будто по выставке: всюду модерн и креатив в историческом антураже. Цены, конечно, не шопинговые. Единственное, что обязательно нужно здесь купить, — знаменитую шведскую выпечку с корицей kanelbulle. В кафе Husaren на улице Haga Nugata делают самые большие булочки, наверное, во всей Швеции, такие гигантские, что одному человеку за раз не съесть.

Когда нужно попасть в конкретное место, по Гётеборгу удобнее всего передвигаться на трамваях. Не только потому, что их маршрутная сеть охватывает весь город (она вообще крупнейшая в Скандинавии), но еще и потому, что это самый надежный транспорт.

Трамвайчики здесь очень шустрые и дисциплинированные, график соблюдают строго, а если нужно, машинисты вправе запросить приоритет для проезда перекрестка. Электронные табло на остановках показывают время прибытия двух ближайших трамваев на каждой линии, так что всегда можно скорректировать свои планы.

Местные жители к голубым вагончикам относятся с уважением, даже имена им дают в честь известных горожан.

Так что на каждом трамвае спереди белыми буквами написано, как его зовут. Есть только одна причуда у некоторых представителей этого семейства, способная озадачить неопытных туристов. Чтобы открыть дверь, надо с силой потянуть или толкнуть створку и удерживать ее, пока не войдешь или не выйдешь, иначе она тут же захлопнется.

Таких проблем не возникает при общении с галантными «ветеранами». Когда на линию выходит ретро-трамвай, пассажиров на входе встречают улыбчивые машинисты. И если он стоит в ожидании опаздывающих клиентов, молодые коллеги почтительно выстраиваются в хвост. Всего здесь сохранилось пять старинных трамваев, изготовленных в начале прошлого века.

С трафика они, конечно, сняты, но их можно арендовать, например, чтобы отметить своей компанией какое-то событие. Взять шампанское, ланч-боксы, расположиться в уютном деревянном салоне и, задорно трезвоня на перекрестках, весело кататься по улицам на зависть прохожим.