Goteborg под парусами

  • Печать

Символично, что в фешенебельном районе Хисингена стоит на приколе судно, проложившее путь к процветанию города. В начале XVIII века шведский парусник Goteborg совершил первые удачные торговые экспедиции в Китай.

Увы, в 1745 году, возвращаясь из своего третьего плавания, корабль, груженный фарфором и специями, в ясную погоду при входе в акваторию Гётеборга на виду у встречающих затонул. Дело темное, скандальное, его быстренько замяли и забыли — почти на два с половиной века.

Через 240 лет ныряльщики обнаружили фрагменты судна, давняя история всплыла, и появилась безумная мысль воссоздать уникальный парусник. Идея обросла единомышленниками, спонсорами и стала проектом национального масштаба под патронажем королевского семейства, и уже в 2003 году реплика была спущена на воду.

Большую часть года трехмачтовый красавец стоит в порту Гётеборга, и по нему проводят экскурсии для туристов. Это точна копия исторического корабля в полной оснастке, один из крупнейших деревянных парусников мире.

При его строительстве использовали те же методы и материалы, что и в XVIII веке. Здесь все серьезно: шведский флаг, пушки с двух бортов, корабельный колокол, скрученные тонны промасленных канатов и пеньковых веревок.

Молоденький матросик-гид, одетый по морской моде той эпохи, охотно показывает и рассказывает, что для чего предназначено. Как вручную поднимают паруса, как действует рулевое колесо, соединенное тросом с механизмом управления в трюме, как прокладывают путь по звездам и солнцу.

И лишь под конец, слегка сконфузившись, признается, что на судне есть и современная техника и навигационные приборы, но весь модерн тщательно спрятан в корпусе:
— Иначе судно не получило бы разрешения выйти в открытое море. Естественно, идя под парусами, мы не используем мотор.

Goteborg уже совершил путешествие в Китай, в планах океанская экспедиция до Америки, а пока он каждое лето отправляется в круиз вдоль скандинавских и европейских берегов.