Императорские дворцы

ЦАРСКОЕ СЕЛО
Название Екатерининского дворца в Царском Селе вводит в заблуждение — все думают, что речь идет о Екатерине Великой. Меж тем дворец на этом месте был заложен по приказу Екатерины I в 1717 году. То здание, что мы видим сейчас, построил в 1756 году Бартоломео Франческо Растрелли вовсе даже для императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина II тоже, конечно, внесла свои штрихи в декор дворца — для ее любимого внука Александра здесь были устроены несколько комнат в стиле ампир. Однако в основном Екатерининский дворец внутри и снаружи — великолепный, ликующий образчик барокко. Без этой “натуры” не обходится ни один снятый в России или о России исторический фильм. Хотя на самом деле, конечно, многое здесь — не подлинники, а продукт кропотливой реставрации, которая до сих пор идет во дворце, почти разрушенном во время Второй мировой.

ПЕТЕРГОФ
О том, что Петергоф заложил Петр I, желавший получить на берегу Финского залива морскую резиденцию "западного типа", знают все. То, что нынешний дворец не имеет к первому русскому императору отношения, осознают немногие. Первый дворец в Петергофе был сух и скромен, как все постройки Петра, отличавшегося непритязательным вкусом. Нынешнее великолепие — заслуга его дочери Елизаветы: в 1745-1755 годах ее любимый архитектор Растрелли перестроил Большой дворец. Дворец и правда большой — его длина двести шестьдесят восемь метров, — но довольно узкий. Залов в нем около тридцати. Сильное впечатление производит на публику парадная лестница (на фото слева) — огромная высота, обилие золоченой резьбы по дереву, аллегорические статуи времен года. Но, если честно, больше всего людям в Петергофе нравятся не интерьеры дворца, а знаменитый парк с обилием фонтанов — в центре самый эффектный “Самсон, разрывающий пасть льва", установленный в 1735 году в честь празднования годовщины победы над Швецией при Полтаве (она случилась в День святого Сампсония, и на гербе Швеции имеется лев).

ГАТЧИНА
Большой Гатчинский дворец - еще одно сооружение, возникшее по инициативе Екатерины II. В 1766 году она повелела Антонио Ринальди возвести тут резиденцию для своего фаворита Григория Орлова. Гатчинский дворец в стиле английского замка строился долго — до 1781-го. В 1783-м Орлов умер, и Екатерина выкупила дворец себе в собственность и отдала великому князю Павлу Петровичу (можно представить, как он обрадовался подарку "с плеча” бывшего маминого любовника). Наследник престола, впрочем, относился к Гатчине хорошо — когда окончание работ в Павловске дало ему свободные средства, затеял здесь перестройку силами Винченцо Бренны и снабдил суровую крепость ампирными интерьерами.

ОРАНИЕНБАУМ
Ораниенбаум формально относится к Петергофу — это его конечная точка, дальше море и Кронштадт. Изначально земли принадлежали Меншикову, после его опалы царская семья забрала всё себе. Самым знаменитым “постояльцем” Ораниенбаума был Петр III — здесь он играл в солдатики с живыми рекрутами, невольно подстегивая слухи о своем слабоумии. Петр был убит в 1762 году, тогда же Екатерина начала строить себе в Ораниенбауме Собственную дачу. Самая лучшая ее часть — Китайский дворец. Автор — снова Антонио Ринальди.

ЦАРИЦИНО
Единственный в нашей подборке московский дворец имеет романтическую и драматическую историю. Как обычно, всё началось с Екатерины Великой: в 1775 году, совершая прогулку по окрестностям с очередным фаворитом, Григорием Потемкиным, она пришла в восторг от живописной местности и решила строить дворец. Проект поручили Василию Баженову — таланту, бунтарю и любимцу императрицы: он только что порадовал ее декорациями для празднования Кючук-Кайнарджийского мира. Баженов заложил дворец в стиле английской готики, окружая его пейзажным парком. Имелись в архитектуре и мотивы декораций того самого праздника. В июне 1785 года, после долгой и мучительной стройки, не совсем завершенное здание показали Екатерине — оно ей категорически не понравилось. Императрица пришла в ярость. Проект передали Матвею Казакову — не менее талантливому, но более дипломатичному архитектору. Тот переделку тоже не закончил — Екатерине расхотелось жить под Москвой. Так дворец и стоял в руинах до 2007 года, когда его достроили — в общем и целом по проекту Казакова. Получилось нарядно, но спорно. Наш снимок сделан еще до достройки.