Водная прогулка по Петергофу

ОСТАНОВКА ПЕРВАЯ
Путь начинается с конечной остановки водовода, а именно в Верхнем саду Дворцового комплекса. Изначально Петр I планировал соорудить один каскад и несколько фонтанов. Вода к фонтанам должна была поступать из специального бассейна вблизи Верхнего сада, который бы наполнялся двумя речушками из Охотного болота. После представленного «Водяного плана» архитектором Леблоном в Верхнем саду началось строительство трех регулярных прудов вместо бассейна. Позднее прудам дали название: Квадратный и Нептуновский. Тем временем Петр занялся поиском новых источников водоснабжения. Решение было найдено в 24 км от дворца на Ропшинских высотах. Естественный наклон местности к морю позволял пустить воду самотеком по каналу. Благодаря смекалке Петра мы сегодня являемся обладателями единственной в мире системы фонтанов, работающей по принципу сообщающихся сосудов.
На строительстве Ропшинского канала (6 м в ширину и 2,5 м в глубину) были задействованы солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов. За короткий срок, ценой здоровья и жизни тысяч людей канал был готов. Одновременно от Английского пруда проложили Верхнесадский канал к Верхнему саду. Два канала стали основой водоводной системы и позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка. Вода естественным путем поступает в пруды Верхнего сада, проходит по подземным трубам и вздымается ввысь в фонтанах Петергофа под восторженные восклицания гуляющих. Сегодня для обеспечения 150 фонтанов и 4 каскадов требуется 100 тысяч кубометров воды.

ОСТАНОВКА ВТОРАЯ
Путешествие к истоку фонтанной воды продолжается через старую фабричную канавку, где в 1721-1723 гг. по указу Петра построили пильную (ветряную) мельницу для полирования стекол, распиловки и полировки мягкого камня и самоцветов. Это была первая в России гранильная фабрика, которую, к сожалению, не пощадила война 1941 -1945гг. Здание было полностью уничтожено. Но в истории сохранилась память о тех шедеврах, которые создали фабричные мастера. Это изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и сегодня можно увидеть в музеях нашей страны.
Переехав главную улицу города, туристы попадают в тихий, немного мрачный Английский парк. Первый пейзажный парк в Петергофе был разбит при Екатерине II, которая предпочитала естественную природу французской вычурности. Устройством парка занимались английский садовый мастер Джемс Медерс и архитектор Джакомо Кваренги. По замыслу художников обычная лесная местность превратилась в прекрасный парковый ландшафт. По плану здесь были высажены деревья, кустарники и сохранен зверинец, в котором содержались кабаны для охоты. Центральную часть парка занимал пруд, образованный еще при Петре I.  Позднее пруд соединили с Ропшинским каналом и он стал неотъемлемой частью фонтанного водовода. От Английского пруда вода проходит через шлюзы и поступает в Верхнесадский канал и на западную сторону Большого каскада. Запланированный в Английском парке «Новый петергофский дворец» был призван стать «домом уединения для Екатерины II во время приездов в Петергоф». Трехэтажное здание с коринфскими колоннами и широкой гранитной лестницей, позднее названного Английским дворцом, стал одним из шедевров русского классицизма. После кончины Екатерины II ее сын Павел превратил дворец в казармы, а при Александре I в перестроенном доме проживали иностранные гости и дипломаты. На месте когда-то пышного дворца сегодня установлена памятная доска, которая гласит, что Английский дворец, как и многое другое, был разрушен в годы ВОВ.

ОСТАНОВКА ТРЕТЬЯ
Проехав вдоль пруда, а затем по узким дорожкам парка, где раньше пролегал путь охотников, туристы попадают в Луговой парк. Основанный Николаем II, он делится на три района: Никольский, Озерковый и Бабигонский. Одна из первых построек парка - Никольский сельский домик был построен Николаем II для любимой супруги Александры Федоровны. Двухэтажная изба в русском стиле находилась у Никольского пруда и предназначалась для отдыха царицы во время гуляний. Сегодня разобранный дом пылится в сарае и ждет своего возрождения.
Другой знаменитой постройкой Лугового парка является Розовый павильон, который был создан в новогреческом стиле и расположен на перешейке трех озер. Часть одного из озер образует Самсоновский бассейн, а второе озеро соединено с вторым шлюзом, от куда вода поступает к главным фонтанам Петергофа: Самсону и Большому каскаду. Глядя на руины Розового павильона, трудно представить себе величественное одноэтажное здание с террасами, лоджиями и портиками, которое утопало в зелени и цветах, и было окружено многочисленными статуями.
У начала Самсониевского пруда к югу от павильона до войны располагалось здание Царской мельницы. Мельницу строили по указанию Николая I крестьяне из соседних деревень. На первом этаже двухэтажного здания размещались жернова, а наверху — две комнаты для отдыха. В особой пристройке находилось колесо, которое приводила в движение вода петергофского водопровода. До наших дней сохранился только дом мельника, отреставрированный нынешним владельцем этого участка.
Проехав вдоль канала от мельницы к Ропшинским высотам, началу водовода, можно заметить на 20-ти метровой возвышенности величественное здание Бельведера, похожего на античный храм. Дворец красуется на Бабигонском холме, откуда открывается потрясающий обзорный вид на Петергоф и Финский залив. Архитектор Штакеншнейдер специально спроектировал галерею на втором этаже, чтобы можно было любоваться местными окрестностями. Сегодня дворец полностью восстановлен. Но, к сожалению, далеко не каждый может попасть в него. Это частная территория и туристов на нее не пускают.

ОСТАНОВКА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОСЛЕДНЯЯ
Вояж завершаеться в Колонистском парке рядом с Верхним садом. До 19 века здесь была болотистая местность, где строились дома для колонистов. В 1838 году болото осушили и вырыли пруд, Ольгин, наполнили его водой из Ропшинских ключей и по сей день он служит бассейном, питающим восточную группу фонтанов нижнего парка. Вокруг озера был разбит парк, высажено более десяти тысяч деревьев и кустарников. А на двух специально насыпных островках Николай I построил два павильона, для дочери Ольги - Ольгин павильон, и для супруги - Царицын павильон. Павильоны окружают прекрасные сады. Говорят, что сады создают впечатление тихих, укромных уголков, где связь с динамичным миром прерывается и создается ощущение полной релаксации.