История курорта Друскининкай

Заповедное место на юге Литвы, где источники минеральной воды на берегу реки Неман окружены лесом, располагает к неспешному отдыху. История курорта Друскининкай добавляет этой расслабленности мистический привкус.

Славой курорта Друскининкай обязан коронованным особам и тем странным силам, которые кто-то называет природными духами, а кто-то по старинке именует нечистой силой. Город расположен на юге Литвы, до Вильнюса 120 километров, еще несколько веков назад тут были малопроходимые леса, а жили простые крестьяне.

Надо учитывать, что Литва приняла крещение довольно поздно, а сам процесс затянулся — даже князья, формально крестившись, чтили верования предков, что уж говорить о малограмотных крестьянах. В Каунасе и сейчас существует Музей чертей, а в литовской глуши к потустороннему миру всегда относились с уважением.

Так что и первые сведения о целебных источниках в регионе, которые относятся к концу XVII века, местные жители обильно приправляли мистикой. Говорили, что крестьянин Пранас Сурачус умеет лечить и тут точно не обошлось без помощи потусторонних сил, иначе откуда у простого хуторянина такие умения. Впрочем, польский король Станислав Август Понятовский от мистики был далек: слухи о волшебных источниках заинтересовали его из практических соображений.

Соль в те времена была дефицитом, и любое ее месторождение могло принести казне весомую пользу. Планам короля не суждено было оправдаться, но эта территория получила высочайшее одобрение и была официально объявлена заповедным местом с природными минеральными источниками.

Впрочем, желающим полечиться приходилось жить в крестьянских избах и спать на сеновале — денег на оборудована курорта у польской казны не было. Зато они были у русского императора, которому Друскининкай отошел после разделов Польши. Профессор Виленского университета Фонберг знал, чем привлечь внимание сурового царя Николая I, — он cдeлaл акцент на ценности минеральных вод Друскининкая для лечения раненых офицеров.

На это император не скупился: место получило статус города, а на оборудование лечебниц выделили немалые по тем временам деньги — 25 ООО рублей серебром. Заодно были изучены собственно минеральные воды и выяснено, что в них повышенное содержание кальция, йода, магния и прочих элементов, способствующих излечению как наружных болячек, так и внутренних болезней вроде расстройств пищеварения, артрита или нервной горячки.

После освоения русских бюджетных средств литовский город расцвел и достаточно быстро прославился. Между прочим, курорт Друскининкай старше знаменитого Карлсбада, хотя и менее известен, но отдыхающим это только на пользу, потому как цены ниже среднеевропейских.

Известно, что где курорт — там и курортные романы. Про Друскининкай ходит романтическая слава, есть даже легенда, что минеральные источники — слезы княжны, которая на берегу Немана оплакивала погибшего на войне жениха. Насчет этого, понятно, можно спорить, а вот остров в форме сердечка посередине реки действительно существует.

Говорят что на нем в середине прошлого века было модно объясняться в любви — через островок проходила граница сначала районов, а потом и советско-польская, так что обещания, данные здесь, потом можно было и не соблюдать. Друскининкайские черти наверняка радовались такому хитрому подходу. Сейчас же по местам знаменитых курортных романов проводят специальные ночные экскурсии.